Три обязанности маркетинга

   

Маркетинг возник как показатель превосходства ума, интуиции над реальностью. Но этого ему оказалось мало. Сейчас маркетинг является одним из мощных инструментов человеческого бытия, который имеет громадную практическую направленность.

Что такое маркетинг на самом деле? Маркетинг - это единство теоретического и практического. Маркетинг не только оценивает реальность, но и активно влияет на нее.

На мой взгляд, подобное влияние можно описать через три функции маркетинга или через три его обязанности.

Во-первых, маркетинг должен определять направления правильного движения и инструменты такого движения. Другими словами, он должен помогать отвечать на вопрос "Куда и как нужно двигаться?"

Во-вторых, маркетинг должен понимать, чего не нужно делать или, другими словами, упреждать, не допускать, минимизировать ошибки в процессе движения. По сути, в данном случае на маркетинг возлагается обязанность минимизации рисков в целом комплексе вопросов – от того, что производить, для кого производить до методов продвижения, мест продаж и пр.

В-третьих, маркетинг должен активно помогать в определении шагов и инструментов, которые помогают с минимальными затратами и в оперативном порядке решать возникающие проблемы.

Если внимательно посмотреть на эти три обязанности маркетинга, можно легко увидеть, что все эти направления маркетинга пронизывает процесс понимания. Речь идет не просто о том, чтобы изучить, получить какие-то данные, количественные или качественные.

Речь идет об умении видеть, чувствовать, понимать. Понимание значимо шире, чем знание. Для маркетинга важна активность, "игра" на упреждение.

Маркетолог должен быть Человеком понимающим, а не Человеком знающим или Человеком считающим.

В 21 в., перед людьми стоит много вопросов, практических и теоретических, один из них, актуальный в основном для представителей делового мира: что такое маркетинг?

Маркетинг, на мой взгляд,  – это в первую очередь, мозги, умение увидеть то, что другие не видят, обобщить то, что не поддается классификации. Маркетинг объединяет содержательное, интуитивное, индивидуальное с количественным и измеряемым. Но, по моему глубокому убеждению, в настоящем маркетинге содержательное, не калькулируемое преобладает. В настоящем маркетинге мысль идет впереди цифр.

Повторюсь: маркетинг – это, в первую очередь, мозги и интуиция, это главное в маркетинге.  На Западе это часто понимают, там ценят идеи. В Украине, к сожалению, осознание содержательной или идейной сущности маркетинга находится на начальной стадии.

На маркетологов в большинстве компаний в Украине возлагается слишком много функций, но при этом нередко не предоставляются полномочия, необходимые для их реализации.

Много раз приходилось слышать от менеджеров по маркетингу самых разных компаний: "Меня во всем делают крайним". Это происходит, на мой взгляд, из-за незрелости отношения к маркетингу, из-за недостаточного понимания его сути.

Ведь нередко один и тот же человек не может в себе оптимально объединить маркетинговые мозги, интуицию маркетолога и практика, который реализует нужное. Не потому, что мало хороших маркетологов в нашей стране, а потому, что идеи, способность увидеть неявное, предугадать, а, с другой стороны, реализация открытий, наработанного содержания часто требуют привлечения разных людей с разным опытом и навыками и их совместной, коллективной работы. И это, скорее всего, не зависит от страны.

Один из возможных выходов в такой ситуации – работа компании с рекламным агентством, в котором работают специалисты-маркетологи, а, с другой стороны, привлечение для работы в самой компании опытных маркетологов-практиков. В этом случае возникает команда, которой под силу решать даже самые сложные задачи.

 

Июнь, 2014г.