Что должен уметь маркетолог?

   

Для затравки расскажу сцену, свидетелем которой случайно я стал. Улица, метет снег, сильный ветер. Хочется скрыться, спрятаться там, где тепло.

Муж и жена выходят из дома. Муж начинает счищать снег с лобового стекла. Жена ему: "Открой дверь… Холодно".  Муж: "Подожди… Сейчас счищу снег, потом открою. Все нужно делать по очереди".

Это о последовательности действий, которая сидит в голове у каждого. Подумать, что жене холодно, и она спокойно может подождать в машине, пока он счищает снег, муж не может. Ведь ему, чтобы ехать, нужно счистить снег с лобового стекла.

В этой почти анекдотичной ситуации четко видно, что у людей, которые, казалось бы, находятся в одной упряжке, разная логика мысли и действий, разная мотивация того, что они хотят сделать. Второе: никто из них не оказался по своему духу маркетологом.

"Причем тут маркетолог?" - спросите Вы. Маркетолог должен очень хорошо чувствовать потребителей, то, что происходит внутри потребителей, а, с другой стороны, быть направляющей силой для компании.

Маркетолог должен уметь объединять, если хотите, потоки потребностей и возможностей рынка, потребителей и компании.

 

Сила маркетолога, прежде всего, в способности сводить воедино то, что в реальности разрозненно, синтез (в широком понимании этого слова) ставить выше анализа. Анализ должен быть только средством для оптимального синтеза.

Для того, чтобы быть хорошим маркетологом, человек, как мне кажется, должен быть цельной натурой или последовательно стремиться стать ею. Это уже своя система ценностей, устойчивость, духовный стержень. Иначе – сложно, с одной стороны, охватить все многообразие рынка в его целостности, учесть множество факторов, выстроить систему. С другой стороны, без цельности натуры сложно противодействовать тем раздражителям, которые нас окружают.

Ведь что такое маркетолог в украинских условиях? Очень часто – человек, которого просто посылают выполнять простые поручения. Один руководитель говорит делать одно, другой – другое. Маркетолог признается сотрудником, который отвечает за все.

В таких условиях уметь думать, быть цельной натурой – это очень важные качества. Научиться этому нельзя, это нужно пережить, освоив – а, не просто перелистав, – множество книг по философии, социальной психологии, искусству.

Хороший маркетолог должен иметь определенную долю наивности, открытости, непосредственности. И в то же время – сконцентрированности, обоснованности.

Это состояние достигается не только углублением в маркетинг, но и погружением в живую жизнь. Затем – дистанцирование.

У Фридриха Ницше есть очень интересная мысль о "восторгах холода". Люди привыкли быть счастливыми, ощущая близость, родство с кем-то или с чем-то. Но какой восторг испытывает человек, когда, поднявшись на нужную дистанцию, отдалившись, избавившись от привязанностей, которые искажают реальную картину, обнаруживает нечто.

Это, как мне кажется, большое искусство – уметь понимать вблизи, а затем дистанцироваться и постигать главное. И я от души желаю маркетологам владеть этим искусством и реализовывать его

 

Март, 2006г.